|
Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового
общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и
Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по сути,
относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин употребляют в
отношении средних и мелких феодалов в противовес знати. Зарождение рыцарства
относится к тому периоду раннего средневековья ( 7-8 вв.), когда получили
широкое распространение условные формы феодального землевладения, сначала
пожизненные, позже наследственные. При передачи земли в феод его жалователь
становился сеньором ( сюзереном ), а получатель - вассалом последнего, что
предполагало военную службу ( обязательная военная служба не превышало 40 дней в
году ) и исполнение некоторых других повинностей в пользу сеньора. К ним
относились денежная "помощь" в случае посвящения сына в рыцари, свадьбы дочери,
необходимости выкупа сеньора, попавшего в плен. Согласно обычаю, вассала
участвовали в суде сеньора, присутствовали в его совете. Церемония оформления
вассальных отношений называлась оммажем, а клятва верности сеньору - фуа. Если
размеры полученной за службу земли позволяли, новый владелец в свою очередь
передавал часть ее в качестве феодов своим вассалам (субинфеодация). Так
складывалась многоступенчатая система вассалитета ("сюзеренитет", "феодальная
иерархия", "феодальная лестница") от верховного сюзерена - короля до однощитных
рыцарей, не имевших своих вассалов. Для континентальных стран Западной Европы
правила вассальных отношений отражал принцип: "вассал моего вассала не мой вассал", в то время как,
например, в Англии (солсберийская присяга 1085 г.) была введена прямая
вассальная зависимость всех феодальных землевладельцев от короля с обязательной
службой в королевском войске.
Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и
определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так, вместе с
утверждением военно-ленных отношений шло формирование рыцарства как служилого
военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14 вв. Военное
дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и
привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции,
культурные ценности.
В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а
главное - землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей
в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего
нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и
захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на
словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участиях в
завоевательных кампаниях, организованных королевской властью, как например,
многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой римским,
как крестовые походы. Рыцарское войско являло собой могущественную силу. Его
вооружение, тактика боя отвечали военным задачам, масштабам военных операций и
техническому уровню своего времени. Защищенная металлическими военными
доспехами, рыцарская конница, малоуязвимая для пеших воинов и крестьянского
ополчения играла основную роль в бою.
Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях
феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти
рыцарство, скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную
корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их
господства. Ярким примером тому может служить история подавления крупнейшего
крестьянского восстания во Франции - Жакерии (1358-1359), вспыхнувшей во время
Столетней войны. При этом рыцари, представлявшие воюющие стороны, англичане и
французы, объединились под знаменами наваррского короля Карла Злого и обратили
оружие против восставших крестьян, решая общую социальную проблему. Влияло
рыцарство и на политические процессы эпохи, так как социальные интересы
феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени
сдерживали центробежные тенденции, ограничивали феодальную вольницу. В ходе
процесса государственной централизации рыцарство ( средние и мелкие феодалы )
составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в борьбе за
территориальное объединение страны и реальную власть в государстве. Так было,
например, во Франции в 14 в., когда в нарушение прежней нормы вассального права
значительная часть рыцарства привлекалась в армию короля на условиях денежной
оплаты. Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности, и
земельное пожалованье было не только вознаграждением за службу, но и необходимым
материальным условием ее осуществления, поскольку и боевого коня, и дорогое
тяжелое вооружение ( копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня ) рыцарь
приобретал на собственные средства, не говоря о содержании соответствующей
свиты. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного
снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и цена.
Подготовке будущих воинов служила система рыцарского обучения и воспитания. В
Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье, позднее до 14 лет воспитывались
при дворе сеньора в качестве пажа, затем - оруженосца, наконец совершалась
церемония посвящения их в рыцари.
Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила
придворного этикета, владеть "семью рыцарскими добродетелями": верховой ездой,
фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки,
сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие,
приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией.
Согласно европейскому обычаю, рыцарь посвящающий в звание, ударял посвящаемого
мечом плашмя по плечу, произносил формулу посвящения, одевал шлем и золотые
шпоры, вручал меч - символ рыцарского достоинства - и щит с изображением герба и
девиза. Посвященный, в свою очередь, давал клятву верности и обязательство
соблюдать кодекс чести. Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром (поединком)
- демонстрацией воинской выучки и храбрости.
Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В основе
кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских
достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость,
благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам
рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось
предательство. Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается
грабительских походов в чужие земли ( например, взятие Иерусалима или
Константинополя во время крестовых походов ), то рыцарские "подвиги" приносили
горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам. Крестовые походы
способствовали становлению идей, обычаев, морали рыцарства, взаимодействию
западных и восточных традиций. В ходе их в Палестине для защиты и расширения
владений крестоносцев возникли
особые организации западноевропейских феодалов - духовно-рыцарские ордены. К ним
относятся орден Иоаннитов (1113), орден Тамплиеров (1118), Тевтонский орден
(1128). Позже в Испании действовали ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара. В
Прибалтике известен орден Меченосцев и Ливонский. Члены ордена давали монашеские
обеты ( нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение ), носили схожие
с монашескими одеяния, а под ними - военные доспехи. Каждый орден имел свою
отличительную одежду ( например, у тамплиеров - белый плащ с красным крестом ).
Организационно они строились на основе строгой иерархии, возглавляемой выборным
магистром, утверждаемым папой римским. При магистре действовал капитул ( совет
), с законодательными функциями.
Отражение рыцарских нравов в области духовной
культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым
колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки
христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские
идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого
патриотического звучания ( например, французская "Песнь о
Роланде", испанская "Песнь о моем Сиде") появились рыцарская поэзия ( например,
лирика трубадуров и труверов во Франции и
миннезингеров в Германии ) и рыцарский роман ( история любви Тристана и Изольды
), представлявшие так называемую "куртуазную литературу" ( от французского
courtois - учтивый, рыцарский ) с обязательным культом дамы. В Европе рыцарство
теряет значение основной военной силы феодальных государств с 15 в.
Предвестницей заката славы французского рыцарства стала так называемая "битва
шпор" (11 июля 1302 г.), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило
французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действий французского
рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны,
когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать
конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие ( оно появилось в
15 в. ), рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения
феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с
исторической арены. В 16-17 вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику
особого сословия и входит в состав дворянства.
Воспитанные на военных традициях предков представители старых рыцарских родов
составляли офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в
рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская
этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и
достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.
|
|