|
Потребность в военных кораблях в Средиземном море в значительной степени исчезла после того как Рим получил полный контроль над окружающими странами. Не было другой империи с флотом, способным предложить противоборство Риму, а пиратство было почти устранено. После краха Западной Римской Империи пиратство вновь появлялось. Военные корабли были необходимы снова для защиты от вторжения на свою территорию и защиты торговых маршрутов.
Византийские суда
В раннем средневековье Византия располагала в Средиземноморье большими военно-морскими силами. Обороноспособность Константинополя была превосходна и прямое нападение на город было очень трудным. Город общался с внешним миром в первую очередь по морю, поэтому было важно обеспечить защиту города с моря. Пока флот обеспечивал морские поставки товаров и продуктов, город был уверен относительно выживания.
Главным византийским военным кораблем начала средневековья был дромен. Типичный дромен был длинным и узким скоростным кораблем, снабженным от 50 до 200 гребцами и парусом. Мачта находилась в середине кормы. Дромен имел острый нос, предназначенный для хорошего сцепления с кормой вражеских судов. Таран и абордаж в то время были редкими приемами.
Византийцы эффективно использовали секретное оружие по имени Греческий огонь. Это была смесь химикатов, которые хорошо горели в результате контакта с воздухом. Это было разрушительное оружие против деревянных судов и решающее для византийцев в их военно-морских сражениях против арабов. Тайна Греческого огня была настолько важна и скрупулезно охранялась, что в конечном счете была утеряна и мы не знаем сегодня точно его состав.
Средиземноморские суда
Весельные военные корабли, называемые галерами, остались основными военными кораблями Средиземноморья потому, что эти воды внутренние и относительно защищены от жестоких бурь. В то же самое время, итальянские города-государства Генуя и Венеция постепенно приобрели военно-морские амбиции, в частности в связи с увеличивающейся важностью торговли с Ливаном. Арабы построили флот для того, чтобы влиять на торговлю и подогревать конфликт с Византией и другими христианскими государствами, а также для полного контроля над водами Средиземноморья. Начало Крестовых походов в одиннадцатом столетии привело к появлению судов из Северной Европы.
Европейские суда
Германские племена, которые заняли Северную Европу к 500 году, развивали несколько новых типов судов. На типичном торговом судне была установлена единственная мачта. Потом их количество увеличилось, поскольку судно росло в размере. Норвежцы называли этот тип судна кнар. Мы знаем достаточно много об этом судне сегодня, потому что оно было восстановлено в одной из гаваней Дании в 1960-ых годах.
Боевые судна Северной Европы было главным образом предназначены для расширения возможностей наземного боя. Кроме того суда даже не имели приспособления для тарана и нанесения повреждения судну противника.
Первое орудие было установлено на английском судне в 1406 году. После удачного эксперимента на суда стали устанавливаться крупнокалиберные пушки, способные продырявить корпус вражеских судов.
Викингский большой корабль был скорее транспортным, чем военным. Викинги редко использовали этот корабль в боевых действиях. Большой корабль был весельным до восьмого и девятого столетия. И хотя эти корабли казались довольно хрупкими и малопригодными для океанского путешествия, современные точные копии этих кораблей показали, что они были мореходными.
Маленькие ирландский лодки использовались главным образом для прибрежной торговли и путешествий, но были способны уходить далеко в океан. Такие лодки была построены с использованием кожи животных, которая натягивалась на деревянный каркас. При плохой погоде лодка полностью могла быть закрыта кожей, что делало ее водонепроницаемой. Ирландские монахи в этих лодках исследовали Северную Атлантику и достигли Исландии намного раньше викингов. Имеются бездоказательные рассказы о том, что монахи плавали к Новому Свету.
Крестовые походы привели северные суда в Средиземноморье и контакт между моряками и судостроителями севера и юга позволил значительно усовершенствовать конструкцию судов.
Китайские cуда
Самыми замечательными судостроителями средневековья были вероятно китайцы. В 1405 году китайский адмирал ЧенгХо построил огромный флот, укомплектованный 25,000 людьми и исследовал юго-западную часть Тихого и Индийского океана. Правители Китая не обратили внимания на этот подвиг и открытия Ченга Хо. А самые большие суда в мире остались гнить на берегу. |